Как лечить страхи (часть 2)

По поводу страха больной Оксаной десятков метров земли, которые давят на метро. Мы говорили раньше, что в этом случае человек может боятся, а может и уважать могущество.

Могущество — это способность к преодолению препятствий. Если это преодоление и того, кто сам обладает могуществом, то это называется властью. И да, действительно, в характере Оксаны есть стремление к власти, которое наталкивалось на могущество других и приводило к ресентименту (бессильной злобе), реализованной в панической атаке, как результат издержки духа. Десятки метров толщи земли обладают могуществом, не имеющим над нами власти. Они должны вызывать чувство возвышенного. Но, как раньше ми писали раньше, возвышенное, в основе которого сверхчувственное могущество и сила, вызывает паническую атаку у больных. Потому что эта сила возбуждает страх. Повторим, это связано с прошлым опытом взаимодействие с могущественными людьми, которым больная стремилась оказать сопротивление, но способность ее была недостаточной. Могущество стало предметом страха.

Для Оксаны можно было бы не испытывать страха, если бы она представила себе случайность, когда все обваливается и сопротивление оказалось бы совершенно тщетным. Другие больные, пережившие тщетность усилий перед предметом страха, успокаивались. Уходит мысль о том, что можно как-то сопротивляться могуществу природы или Бога, и смирение позволит не испытывать страха. Важно признать могущество толщи земли и принять это. Можно было так поступать и с могущественными людьми в прошлом, но мечтательность, ресентимент создают мнимую возможность противостояния.

Страх, который человек испытывает задолго до встречи, не дает возможности дотянутся до возвышенного в ситуации и испытать благорасположение (как мы раньше писали, на самом деле возвышенное находится в идеях разума), как не может и судить о прекрасном, если пребывает во власти склонностей и желаний.

Я видел, как блестели глаза у Оксаны после того, как мы вышли из метро. Избавление от опасности вселяло радость и намерение никогда больше этой опасности не подвергаться. Я знал, что ей будет неприятно даже вспоминать о посещении метро, а тем более повторить попытку.

Вывод: Не надо сильно радоваться прекращению психической нагрузки,во всем благодарить Бога.

А должно быть так.

Человек смотрит в метро, представляет опасность, превышающую нашу способность к сопротивлению в нечто совершенно незначительное по сравнению с могуществом природы. И чем страшнее вид ее, тем более «он притягивает нас, если только мы в безопасности, и мы называем страшные силы природы возвышенными, потому что они возвышают наши природные силы над их обычным средним уровнем и позволяют нам обнаруживать в себе совершенно новую способность к сопротивлению, которая порождает в нас мужество померится силами с кажущимся всевластием природы».

В такие моменты мы обнаруживаем в себе такой сверхчувственный масштаб, который подчиняет себе бесконечность, могущество природы. Таким образом находим в душе превосходство над природой, при этом как часть природы мы ощущаем беспомощность и в то же время свою независимость и превосходство. На этом основано самосохранение другого рода, чтобы человечность в нас не была унижена, хотя человек и должен покориться этой власти. Таким образом наши страхи могут вызвать в нас новую заботу, которая не связана со здоровьем, жизнью. Наоборот, все житейские переживания незначительны. И когда в игру вступают высшие интересы, то необходимо утверждать их — и страх уйдет, и человек ощутит сверхчувственное, духовную силу и свободу. Линия поведения должна быть величайшим образом осмотрительна, решительна, не уклоняющаяся от опасностей, бесстрашна.

Опубликовано в Статьи

Cтатьи