Как лечить страхи?

Больная Оксана, 35 лет, обосновывая свой страх перед метро говорила, что мысль о том, что 10 метров земли «давят», напрягая силы воображения, поразила ее и вызвала страх.

Больная Клара, 3о лет, боялась метро только в том случае, если не видела конца эскалатора. Отсутствие возможности определить рассудком расстояние заставляет напрягаться силу разума и это напряжение болезненно.

Как мы писали в статье «чего же боятся больные с паническими атаками», речь идет о возвышенном, которое вызывает паническую атаку. Так как ощущения возвышенного имеют фазу напряжения, а только через некоторое время удовольствия (оно может быть и негативным как, например, при восхищении штормом), то фаза напряжения, «лишения» затягивается — и следующая не наступает (нет разрешения). Происходит сбой и возникает паническая атака.

При анализе возвышенного можно выделить математическую и динамическую часть.  Чувство возвышенного нуждается в душевном стремлении в отличие от чувства прекрасного, которое сохраняет душу в состоянии спокойствия. Это стремление сопровождается напряжением, обусловленным перестройкой когнитивных механизмов, суждений для поиска цели данного представления, которое не связано с потребностями больного. У здорового человека такое движение объективно, целесообразно (оно нравится), а у больного вызывает страх, напряжение, тревогу. Представление формируется от правого (эмоционально-волевого) до левого (рассудочного) полушарий. У больных нарушено межполушарное воздействие. В случае с Оксаной правого полушария, а в случае с Кларой – левого (математическая составляющая).

О левополушарной составляющей.

Возвышенное – то, что абсолютно велико, то есть сверх всякого сравнения равно само себе. В этом случае представление столь велико, что невозможно о нем что-либо помыслить. Нет достаточной модели-концепции для переваривания представления. Процесс «переваривания» заключается в нахождении основания представления в виде его целесообразности. Если же явление болезненно, но целесообразно и необходимо (то есть приближает к тому, что должно быть), то суждение может его адекватно отнести к определенной модели-концепции, составляющей собственно познанное, а значит не страшное. Если же суждение парализовано вследствие частой подмены моральных установок, нет догмы, ограждающей сознание от провала небытия, то и модели концепции заряжены страхом, сбились в кучу, как дети, страшась возможности погибнуть в небытии, боясь изменится.

Таким образом, в первую очередь для лечения необходимо сформировать догму в правом и левом полушарии. То есть благую весть в восстановлении. Во вторую связать воображение (мысль сохранить смирением). В норме расширение воображения благо, а при болезни на первых порах необходимо смирение. Представление (метро) должно вызывать уважение, а не страх. Но у больных уважаемые родители и мужья были одновременно и источником страха, и дезорганизации. Это в случае Оксаны. В случае Клары, часто пользующейся рассудком, невозможность вместить проблему этим рассудком предполагает включение правого полушария, которое должно взять на себя ответственность за решение проблемы. Но этого включения правого полушария не происходит.

Опубликовано в Статьи

Cтатьи