Как человек преодолевает себя

Причиной написания этой статьи является лекция Элизабет Гилберт о том, что убивает творчество последние 500 лет. Нам очень понравилась статья.
Поскольку выздоровление наших пациентов связано с восстановлении творческой способности, способной решить вопрос запредельного напряжения (ускорения окислительно-восстановительных реакций) с помощью получения новых правил, которые природа дает душе для более высокого и согласованного существования с собой и окружающим миром. На практике это позволяет отказаться от антидепрессантов и прочих интенсивных способов лечения.
Так вот писательница пишет о творческих муках, вызванных преодолением себя пишущего и страхом несоответствия результата прошлым достижениям. И если окажется, что ты лучший в прошлом, то тебя ждет только беспробудное пьянство, а мы добавим и депрессию. Поиск психологической конструкции для снятия напряжения, вызванного расщеплением привел писательницу к выводу, с которым согласится любой психолог (последователь К. Юнга), что творчество – это посещение духа и нечего переживать о собственной состоятельности, надо работать и ждать, что возможно он посетит его сочинение.
Мы врачи и можем перефразировать проблему так: мой страх за исход лечения может быть снят такой же психологической конструкцией, что это не я лечу, а лечит сверхчеловеческое существо, носителем которого является врач. Если такая конструкция приводит к тому, что нужно напрягаться до предела, чтобы быть достойным жилищем этого сверхчеловека, то это более или менее правильно. Но, чаще всего наши клиенты ждут «посещения», прибегая к допингам или психопатологическим состояниям. Например, больной Сергей, как он считал, по первым событиям текущего дня понимал, что сегодня «посещения» не будет и уходил в пьянство. Вот почему мы откликнулись на лекцию Элизабет Гилберт.
Психиатр Карл Ясперс в статье «Как сегодня понимается человеческое бытие» пишет о том, что сегодня человек расщеплен в глубине своей сущности (на дух и плоть, рассудок и чувственность, как душа и тело, как долг и склонность). Мысля, он противостоит самому себе и всему остальному (в случае Э.Гилберт она пишущая и страх за результат). То, как человек себя преодолевает и составляет главную его характеристику и способ проникновения в себя. И здесь есть два пути. Первый – поиск психологических конструкций, чтобы снять напряжение посредством отождествления бытия и сознания. Цель и оценка результата — отсутствие напряжения. При этом напряжение, которое человек испытывает постоянно, схватывая самого себя считается болезненным.
Другой – поиск себя в напряжении пограничных ситуаций. Если человек утрачивает уверенность, то он приводит себя в состояния крайнего напряжения воображения, взывая к своей другой природе (свободе), исходя из которой он лишь посредством себя становиться тем, чем он может быть, но еще не есть. Целью является свобода, результат – крушения самости вместе с самыми красивыми моделями-концепциями (но не в коем случае ценностей и убеждений).
Лучше брести в тумане, чем полагаться ориентиры (Платон – Аристотель, материализм – идеализм и т.д.), при этом, как правильно пишет Э.Гилберт, выполнять свою работу и тогда возможно природа и даст нам новые правила для творчества, чтобы не спасовать перед силой твоего запредельного напряжения, которое может открыть для нас более великую тайну, чем даже наш творческий результат.

Опубликовано в Статьи

Cтатьи