Причиной написания этой статьи является лекция Элизабет Гилберт о том, что убивает творчество последние 500 лет. Нам очень понравилась статья.
Поскольку выздоровление наших пациентов связано с восстановлении творческой способности, способной решить вопрос запредельного напряжения (ускорения окислительно-восстановительных реакций) с помощью получения новых правил, которые природа дает душе для более высокого и согласованного существования с собой и окружающим миром. На практике это позволяет отказаться от антидепрессантов и прочих интенсивных способов лечения.
Так вот писательница пишет о творческих муках, вызванных преодолением себя пишущего и страхом несоответствия результата прошлым достижениям. И если окажется, что ты лучший в прошлом, то тебя ждет только беспробудное пьянство, а мы добавим и депрессию. Поиск психологической конструкции для снятия напряжения, вызванного расщеплением привел писательницу к выводу, с которым согласится любой психолог (последователь К. Юнга), что творчество – это посещение духа и нечего переживать о собственной состоятельности, надо работать и ждать, что возможно он посетит его сочинение.
Мы врачи и можем перефразировать проблему так: мой страх за исход лечения может быть снят такой же психологической конструкцией, что это не я лечу, а лечит сверхчеловеческое существо, носителем которого является врач. Если такая конструкция приводит к тому, что нужно напрягаться до предела, чтобы быть достойным жилищем этого сверхчеловека, то это более или менее правильно. Но, чаще всего наши клиенты ждут «посещения», прибегая к допингам или психопатологическим состояниям. Например, больной Сергей, как он считал, по первым событиям текущего дня понимал, что сегодня «посещения» не будет и уходил в пьянство. Вот почему мы откликнулись на лекцию Элизабет Гилберт.
Психиатр Карл Ясперс в статье «Как сегодня понимается человеческое бытие» пишет о том, что сегодня человек расщеплен в глубине своей сущности (на дух и плоть, рассудок и чувственность, как душа и тело, как долг и склонность). Мысля, он противостоит самому себе и всему остальному (в случае Э.Гилберт она пишущая и страх за результат). То, как человек себя преодолевает и составляет главную его характеристику и способ проникновения в себя. И здесь есть два пути. Первый – поиск психологических конструкций, чтобы снять напряжение посредством отождествления бытия и сознания. Цель и оценка результата — отсутствие напряжения. При этом напряжение, которое человек испытывает постоянно, схватывая самого себя считается болезненным.
Другой – поиск себя в напряжении пограничных ситуаций. Если человек утрачивает уверенность, то он приводит себя в состояния крайнего напряжения воображения, взывая к своей другой природе (свободе), исходя из которой он лишь посредством себя становиться тем, чем он может быть, но еще не есть. Целью является свобода, результат – крушения самости вместе с самыми красивыми моделями-концепциями (но не в коем случае ценностей и убеждений).
Лучше брести в тумане, чем полагаться ориентиры (Платон – Аристотель, материализм – идеализм и т.д.), при этом, как правильно пишет Э.Гилберт, выполнять свою работу и тогда возможно природа и даст нам новые правила для творчества, чтобы не спасовать перед силой твоего запредельного напряжения, которое может открыть для нас более великую тайну, чем даже наш творческий результат.
Как человек преодолевает себя
Опубликовано в Статьи