Миры больных. «А вдруг…?»

Каждый из нас иногда задавал себе вопрос, а вдруг случиться что-то от меня не зависящее. Например, а вдруг я не найду работу, заболею или заболеют мои родственники? Вроде бы обычный вопрос, но мало кто задумывается, какая опасность следует, если этот вопрос возникает регулярно. «А вдруг?» становится девизом мира. Жители мира «А вдруг…?» преследуемы негативными образами и мыслями. Это нападение — обратная сторона способности магически предотвращать ход событий, влиять на них с помощью ритуалов. Способность к магии основывается на убеждении, что в сердцевине мира по аналогии с живыми существами лежит душа. Иногда они понимают язык этой вселенской души и стремятся понять значение тех или иных событий. Все их мысли выстраиваются в систему значений, а их действия — в систему церемониальных обрядов для полного согласования с миром. Моменты предвосхищения возвышают такого человека, а часто — пугают. Это из-за ожидания таких моментов приходиться постоянно контролировать себя и окружающих. При этом у жителей этой державы всегда остаются сомнения относительно правильности и полноценности собственных действий. Эти сомнения заставляют регулярно всплывать вопросу — «А вдруг случиться что-то плохое?»

Для возникновения такого вопроса достаточно ненадолго утратить связь с будущим. Связь с будущим — результат огромных усилий, часто ведущих к изнеможению. Но оно того стоит, если не утрачивается смысл. При утрате смысла человек попадает в ловушку магического механизма и вместе со смыслом теряет самую жизнь. Убежденность в бессмысленности своей деятельности ведёт к болезни, а сохранение способности к абстрактному мышлению, при твёрдой основе открывает новые миры, где человек вдыхает свободу. Твёрдую основу, берег мы когда-то сравнили с самой толстой линией значений для всех людей живших и живущих. Если только значение деятельности человека отличается от значения для берега-наблюдателя, от значения совета мудрецов, от мнения двенадцати присяжных наблюдателей — возникает дезинтеграция психической деятельности — отовсюду угрожают зараза, разложение, смерть. Этот мир постепенно редуцируется до одних только негативных значений. Человек реагирует только на те содержательные элементы, которые символизируют утрату или угрозу. Собственно, благодаря этому негативному реагированию кое как запускаются клетки фронтальной коры мозга, образуются хотя бы негативные связи с будущим. Понятно, что негативный сценарий всегда возможен. Без этой связи магические люди жить не могут. Положительные, добрые факторы бытия исчезают, уступая место враждебным и злым. Не остаётся ничего безвредного, естественного или очевидного. Мир начинает коллапсировать, становясь единообразным, застывшим, неизменным. Больной постоянно копошится, что-то делает, но его потуги ни к чему не приводят. «Он пребывает в состоянии бесконечного, непрерывного напряжения; он все время пытается справится с врагом, который находится за его спиной».

Мир «А вдруг?» перестаёт быть миром, поскольку вещи и люди утрачивают свою реальность, твердость, богатство, форму. У них есть только негативный смысл, который сопровождается страшным чувством, ощущением, что вместо того, чтобы контролировать окружающее, он сам управляется злыми силами. Чтобы спутать карты этим силам, действия больного резко усложняются. Вроде бы простые желания реализуются с чрезвычайным напряжением и сложностью. Эта чрезвычайность заканчивается невозможностью достигнуть желаемых целей. Больной никогда не завершает своих действий. Если эти действия включают в себя приём спиртного, которое было ранее наделено магической способностью (пьяницам и дуракам везёт), то остановиться он может только благодаря наркотическому сну, если это другие ритуальные действия, например, стирка белья, то только невыносимая усталость прекращает навязчивые жесты.

Для нас наличие такого мира служит подтверждением того, до какой степени мы нуждаемся в мире, который не обращает на нас никакого внимания. Переход в такой мир можно осуществить с врачом, который всецело подчинён протоколу, одобренному всем человечеством. Тогда магия, ритуал не может навязать себя человеку. Она становится технологией, инструментом для избавления от животной сущности. Связь с будущим восстанавливается при принесения в жертву мира «А вдруг?», где магия — нож, страх — жертва, а алтарь — место, где все равны, где девизом является Свобода.

Опубликовано в Статьи

Cтатьи