Нарушения взаимодействия между полушариями мозга при зависимости и страхах

Как возникает приступ страха? Находясь в психотравмирующей ситуации, восприятие непрерывно связывается с моделями концепциями, состояние которых неудовлетворительно и ограничивает связывание. Возникает предел, за который воображение выйти не может. Все методы лечения страхов основаны на уменьшении восприятия, например, антидепрессанты повышают судорожную готовность, вызывая эпилептоидное, малодифференцированное, смелое поведение, или транквилизаторы уменьшают способность к восприятию, некоторые уменьшают восприятие с помощью очков, наушников. Несоразмерность воображения идеям целого препятствует тому, чтобы ситуацию можно было представить целостной, а значит неопасной, маленькой. Ведь если можно представить статую, то можно и смастерить статуэтку. Но в случае болезни воображение достигает своего максимума, и при попытке расширить его вновь поступающей информацией, оно возвращается к себе, ощущая при этом растроенность и ужас у больного и, наоборот, у здорового — растроганность и благорасположение. Представление с точки зрения больного несоразмерно, субъективно, нецелесообразно. В ситуации вдруг появляется нечто, не подвластное известному опыту. В норме благодаря парадоксам восприятие перерастает в представление, отображающее сверхчувственное. (Есть картина “Бег”, где изображен аллюр лошади. Он не похож на фотографию, неправдоподобен, но точнее любой фотографии передает бег лошади. Так и в норме у человека фотографическое восприятие при непрерывном действии должно художником (правым полушарием) переплавить множество фото в сверхчувствительный образ, шедевр. А непрерывные фотографии вызывают потерю всякой связи с реальностью).  Парадокс у больных, как мы писали, неоднократно замещен панической атакой или влечением к алкоголю. Мы часто наблюдали рост больного зависимостью и ждали, что он напишет симфонию, но тут он и напивался. Или больной страхом представил преодоление психотравмирующей ситуации и вдруг впадает в отчаяние, что у него не такая марка машины.

Ситуация необычна, психотравмирующая, если ее количественные показатели, ненужные детали уничтожают смысл и цель. Где части больше целого. Где нет целостного образа. Можно считать огромными глаза, если не видеть лица. Если нет контура, нет целостного восприятия ситуация необычна, ужасна.  Для их соединения в должной пропорции должна парадоксальная догадка и тогда вместо ужаса — согласование всех частей, и радость — вместо страха. В центре схватывания ситуации должно быть сверхчувственное, а не масштабы или звуки. Не фото, а картина одухотворяющая мир. Если в центр поместить необычное, сверхчувственное, то все остальное станет на свои места. Такие огромные страшные глаза (увеличенные количественно нашим непрерывным восприятием), не пугают, если это глаза нашего кота Васьки. Важно знать сверхчувственное, присутствующего в любом страхе. Тогда душа способна выйти за пределы чувственности, расшириться, возвышая человека над миром природы (как окружающей так и над своей природой).

Таким образом психотравмирующая ситуация, на которую больной бесплодно растрачивает свои силы, выявляет в своей основе сверхчувственный субстрат, он превышает способности больного соответствовать идеи ситуации. Необходимо расширение души творческим началом. А в психотравмирующей ситуации искать смысл, который согласует все качественные и количественные характеристики и позволит нам узнать где, когда мы провели границу между познавательной и эмоционально-волевой сферой. Прекратили искать самого себя и сверхчувственное во внешнем и внутреннем мире.

Опубликовано в Статьи

Cтатьи