Психофизиология поведения (продолжение)

Реакция на ситуацию ведёт к процессам, ведущим к изменению обмена веществ, поведенческим и кортикальным импульсам. Все три процесса изменяют ощущения, которые определяют эмоциональное состояние. Здесь мы наблюдаем обратную зависимость от усиления тех или иных импульсов. При усилении обратной связи от когнитивных и периферических импульсов уменьшается эффективность поведения. При этом эмоциональная нагрузка возрастает, что мешает адекватному реагированию. Реакция на биологически важный раздражитель может быть даже меньше, чем на эмоциональный.

Эмоциональная нагрузка ведёт к возникновению сопротивления, повышает агрессивность желудочного сока и сопровождается выделением глюкокортикоидов.  Эмоциональное состояние, которое мы обозначаем как злость, сопровождается увеличением кровенаполнения желудка, без увеличения количества желудочного сока, при этом увеличивается количество гистамина, если нет возможности накричать на кого-то.

Ситуации, вызывающие эмоциональную нагрузку, имеют общие свойства. Кобров выделяет четыре вида свойств ситуаций, ведущих к эмоциональной нагрузке: полная новизна, неоднозначность (амбивалентность), высокая интенсивность, внезапность. Качество и интенсивность эмоциональной нагрузки зависит от свойств ситуации, а также от предшествующего опыта, способного усилить кортикальные импульсы. Имеет большое значение знание причин и возможной последовательности развития дальнейших событий, индивидуальные пороги, допустимые в данном обществе формы поведения, личная заинтересованность в происходящих событиях.

Первичная оценка ситуации запускает в ход неспецифические перерабатывающие процессы организма (неспецифическая активация и первые рефлектоподобные импульсы). Если в прошлом человек уже сталкивался с подобным, то могут проявляется весьма специфические компоненты поведения. Стереотипы ответов могут быть ограничены высокой мотивацией и твердостью принципов. Это ограничение вызывает напряжение, которое блокирует обратную связь (фиксация). В то же время неэффективность ответа может быть вызвана использованием сейчас неуместных  реакций, но которые помогли в прошлом (интенция). Неэффективность реагирования на ситуацию может быть обусловлена родительскими установками или установками иной референтной группы. Ещё одной причиной снижения внимания и мощности ответа на ситуацию может быть появление кортикальных импульсов, вызванных неожиданно срочной информацией, при этом снижается пропускная способность мозга.

Вторичная оценка ситуации должна привести к эффективному преодолению. После вторичной оценки ситуации ожидается весьма специфическая вербальная, моторная, периферически-физиологическая реакция. Если преобладают кортикальные и субкортикальные импульсы, то большая вероятность успешного разрешения проблемы. Если же в ответе преобладает периферические-физиологические компоненты, то ситуация может быть преодолена только при достижении очень высокого уровня возбуждения.

 

Опубликовано в Статьи

Cтатьи