Пропедевтика душевных болезней

Прежде чем лечить внутренние болезни, будущих врачей обучают строению внутренних органов и патологической анатомии — видимые изменения во внутренних органах при том или ином заболевании. При некоторых психических расстройствах можно также найти патологические изменения. Например, накопление белков в чёрной субстанции при болезни Паркинсона. Нечто подобное мы можем наблюдать при болезни Альцгеймера в клетках мозга.

Но, чаще всего, очень сложно отличить мозг психически больного и здорового человека. Сегодня «внутренние органы психики» для нас непостижимы. Некоторые ученые задаются вопросом — исчезнет ли сознание, если заменить продолговатый мозг искусственным, а если заменить мозжечок? А, если в будущем мы сможем менять все части мозга? Мы неоднократно обращали внимание на то, что наш мозг похож на собрание разных частей из эволюционного прошлого. В нем есть и Nokia 63, и самый современный гаджет — и все эти части вполне можно в будущем заменять. Что-то мне подсказывает, что личность человека от этого не пострадает. Личность «находится» вне нашего мира.

Как во Вселенной, за сложными структурами, законами и гармонией стоит личность Творца, который всем управляет, так и за телом человека стоит личность в непостижимом для нас «месте». Здесь важный момент: Творец доверил нам в управление самую сложную часть вселенной — мозг человека, с помощью которого человек смог бы вступить в общение с Ним. Инструментом для этого есть язык, благодаря которому мы связываемся с подобными себе людьми и миром. Вот где в романах за буквами — страстные сцены, приключения, трагедии, истории любви? Так же функционирует и мозг, код которого нам предстоит разгадать, но нарушения его деятельности мы вполне можем изучать через симптомы и синдромы психической болезни. Для этого мы берём историю (картину жизни) больного, сравниваем с эталоном — и находим цели для лечения. Таким образом, пропедевтика психических болезней — это изучение историй (картин жизни) больного. А усилия должны быть направлены на дальнейшее развитие, дифференциацию эталонов мышления, эмоций, поведения, сознания, восприятия. Познавая окружающий мир природы, мы формируем новые, более правильные картины эталонов, с которыми сравниваем поведение человека — и достигаем подобия творца. Можно, конечно, достигнуть такого состояния с помощью «китайской соли», как вчерашний больной — он чувствовал себя богом восемь часов, а потом пошли “отходняки». Но, лучше достигать подобия создавая айфон, картину Животкова, вирши Шевченка.

Вангую, что в будущем люди будут больше упражняться в совершенствовании субъективной реальности через создания новых текстов, программ. А «внутренние душевные органы» необходимо изучать через великих поэтов, писателей, художников. Пропедевтика же должна начаться с познания картин психически здорового и ненормального поведения. Для меня такой книгой стала работа Леонарда «Акцентуированные личности» на третьем курсе медицинского института, где автор перекодировал поведение литературных героев на клинический язык.

Опубликовано в Статьи

Cтатьи