Любовь к людям и ненависть к бесчеловечности одно. За какую команду играешь ты? (часть первая)

Многие пациенты обращают внимание на свою неадекватную реакцию на хамское поведение окружающих. Порой переживания по поводу курения в неположенных местах, пьянства на пляже, бесцеремонности малолеток затрагивают всю физиологию. Повышается давление, возникают приступы паники, раздражения и идеи ничтожности.
Такие реакции возникают из-за того, что за спиной возмущённого вдруг встаёт некто больший, чем сам пациент. Великий психиатр и философ Карл Ясперс называет этого некто общечеловеком. В норме такое «посещение» должно приводить к просветлению и расширению сознания, утверждению жизни и справедливости. Так, наш сосед выступил за «команду общечеловека», когда организовал уборку мусора на нашем пляже.
Большинство на пляже убирают мусор только за собой, чужая недопитая бутылка пива, недоеденная пицца покрыты мистической защитой — и редко кто переборет внутреннее сопротивление и уберёт чужой мусор: мол, есть для этого дворники или работники ресторана, расположенного поблизости.
И этот «редко кто» будет испытывать раздражение и агрессию в течении всего отдыха. Ситуация драматическая. В ней присутствуют и те, которых посетил условный Бахус, те, кто вчера пил и агрессивно веселился на пляже, сознательно воюя против общечеловека и его планеты. С другой стороны — те, у которых «сердце не на месте», обладатели некоторых добродетелей общечеловека, но «одичавших» добродетелей, которые вырвались из общей упряжки, нанося вред своим носителям. Их посещает не общечеловек, а дедушка кегебист, Ницше с волей, замороженной гордостью и одиночеством, или Толстой с волей, замороженной идеей греховности. Если посетила кегебистская сущность, то наш «сверхчеловек» может выследить гуляк и расстрелять подонков, если абстрактная ницшеанская ярость или толстовская греховность любого поступка, то вызывающий отвращение мусор остаётся на месте, покрытый мистической защитой, а оба они рискуют получить размягчение мозга, как Ницше, или беспомощность, как Толстой. Все три персонажа при работе ума, доведённой до отказа, то есть полному «посещению» какой-то из идей: идеи яростного поклонения беззаконию, материалистической идеи, идеи тоталитарного террора заканчивают свою жизнь в пустоте психической болезни. Драма с мусором на пляже имеет эсхатологический размер.

Эсхатология — учение о конечных судьбах человеческой личности и всего сущего в «вечности».

Опубликовано в Статьи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Cтатьи