Лекарство от душевной боли (продолжение)

В предыдущей статье мы обсуждали шедевры искусства в качестве лекарства от душевной болезни. Наш тезис довольно простой — если удаётся упаковать неоднократно повторяющееся на протяжении веков межличностные и внутриличностные конфликты в подходящее произведение искусства, то они теряют свою психотравмирующую силу в каждом конкретном случае. И сразу получили заказ подсказать какую книгу прочесть или какой фильм посмотреть, чтобы после последнего кадра «конец фильма» избавится от болезни.

На самом деле таких шедевров не очень много. Мои знакомые знают, что я всем рекомендую «Цитадель» А. Экзюпери или «Старик и море» Э. Хемингуэя, а в самых сложных случаях У.Шекспира на выбор. Но в процессе лечения меня всегда интересуют предпочтения самих пациентов. Один раз для того чтобы помочь суицидальному пациенту мне пришлось прочесть всего Стивена Кинга. Я понял какой страх руководил жизнью больного. Потому, что шедевры Кинга лечат детский страх внезапной утраты безмятежной спокойной жизни. Он нуждался в нейромедиаторах, создающих эффект материнской близости. С.Кинг — мастер по способности психофизиологического воздействия аналогичным действию дофамина (постоянно ожидания чего-то ужасного) и резкому дефициту окситоцина (утрата безопасности). При чтении в организме по принципу обратной связи падает уровень дофамина и повышается уровень окситоцина. Ведь все события происходят где-то там, сначала страшно, затем по мере осознания, что читателя это не коснётся возникает  психофизиологическое состояние соответствуетщее победе над злом, хотя в книге может быть наоборот. Важно, что С. Кинг создаёт довольно конкретную атмосферу. Такую атмосферу может сделать и врач с помощью медикаментов. Для врача важно пройти вслед за предпочтениями пациентов и понять, какое лекарство от душевной боли они ищут в произведениях искусства. А, шедевром мы называем такое произведение искусства, которое создаёт неповторимую атмосферу, способную лечить, то есть иметь разрешение как в музыкальном произведении. Важно узнать по первым кадрам — это Страх номер 15 и он уйдёт на 60 минуте фильма или, что слава всем творцам со мной этого не случится.  О том, что это Ваша книга, говорят эстетические эмоции. Эстетические эмоции возникают в следствии повышения согласованности в центрах мозга при чтении того или иного произведения.

История с лечением мальчика, который ушёл к ровеснице своей мамы и страдающего суицидальным мыслями, читающего только Кинга позволила нам утвердиться в мысли, что книга как и лекарство должна повышать согласованность нервных центров.

Опубликовано в Статьи

Cтатьи