Особенность зависимости параноиков

Любая зависимость имеет связь с типом личности. Параноические личности — своенравные, неоткровенные, капризные, раздражительные со стойкими аффектами, относящимися к какой-то одной стороне жизни, но настолько сильными, что побеждают логику и рассудок. Все особенности вытекают из-за невозможности аффективной разрядки (по Кречмеру — нарушение проводимости).

Для них характерен повышенный фон настроения, аккуратность, добросовестность и нетерпимость к несправедливости. Переживания, связанные с ситуацией, важной для таких личностей, характеризуются большой эмоциональной напряженностью, которая рождает определённые сверхценные идеи, представления, склонные к фиксации, «застреванию». Такой очаг способен подчинить всего больного. А мы неоднократно повторяем, что человек должен подчинятся моральному закону, а не сверхценным идеям и представлениям. Но, если больной выбирает в качестве своего идола свои сверхценные идеи и представления, то кругозор сужается до его точки зрения, ограничиваются интересы и жизнь становится похожа на мультик, то есть односторонняя, лишенная глубины. В этом мультике второстепенные вещи или отношения могут заслонить для них весь мир. Суждения их незрелы, чересчур прямолинейны, лишены последовательности, пробелы заполненны логопатией, то есть резенерством и обилием односторонних и логически неправильных умозаключений. В случае зависимости алкоголь или наркотики включены в очаг сверхценных идей и представлений — и такой пациент пьёт потому, что везёт дуракам и пьяницам или ещё по каким то магическим свойствам вещества.
С детских лет они лживы, мстительны, часто клевещут и жалуются, замечают недостатки у других, а у себя «бревна не видят», самодовольны, неудачи их не смущают, убеждены, что только они все знают правильно и борются против врагов, а не за ценности.
В центре города под названием параноик стоит памятник себе любимому, лишенный всякого альтруизма и чувства любви, бездушный и жестокий. Повышенное самомнение и обострённое чувство собственного достоинства противостоит всему окружающему миру. Особый смысл и значение имеет все, что имеет отношение к его памятнику, затрагивает его интересы. Все остальное, не имеющие близкого отношения к этому построению, кажется параноику малозначительным, глубоко безразлично, попросту исключается из его внимания. Вернуть к трезвой жизни помогут действия, основанные на убеждениях, что ему это выгодно. В фильме Г.Ричи «Револьвер» мы можем наблюдать параноика одержимого богатством, для которого важен только один вопрос : «Что это дает мне?». Вместо денег можно представить алкоголь или наркотики — образ больного от этого не изменится. Постоянное противопоставление себя окружающим сочетается с горечью непризнания, чувством ущербности, внутренней неудовлетворительнностью . Недоверчивость параноика легко переходит в подозрительность, окружающие недостаточно уважительны («Ты меня уважаешь?»- главный вопрос во время алкоголизации), справедливы, завидуют, хотят унизить, оскорбить, подкапываются, ущемляют авторитет. А.Куприн http://www.krugozormagazine.com/show/Kuprin.2205.html описал таких алкоголиков, которые воспользовались гостеприимством финнов, но наплевали им в посуду. Даже доброе отношение (лишенное даже малейшего повода) подозрительно для них, попытка унизить их насекомую сущность. Любой пустяк (даже не контролируемое угощение) может трактоваться как проявление плохого отношения. Для таких насекомых хемотаксис (влечение к химическому веществу) суть из возвышенной жизни. Часто попытки снять это влечение заканчиваются комой.

Опубликовано в Статьи

Cтатьи