Восстановление эстетических и этических ценностей

«А где же цвет?»-спросил я Сашу при первом знакомстве с его работами. «Я ищу свет, а не цвет» ,-ответил он. Мне стало не по себе .В ответе ,в работах и в самом Саше был намек на то, что я живу не замечая вещей несравнимо более важных ,чем цвет ,картинка ,сюжет. Не скажу ,что я была готова к такому к такому открытию, но отмахнуться от него ,пройти мимо-значило бы обокрасть себя, лишить свою жизнь еще одного измерения –того пространства , где как сказал поэт , «Душа обязана трудиться и день и ночь, и день и ночь!» Переворот  мировосприятия, случившийся со мной благодаря Сашиным работам, повлек за собой вполне конкретные действия- создание Stedleyartfoundation, частной просветительской инициативы с простой и ясной философией :»культура не должна быть роскошью, она должна стать правом ,необходимостью, безусловной  эстетической и этической потребностью человека». Обретению этого понимания я прежде всего обязана творчеству и личности Животкова. Настоящий, честный,  сильный никогда не подыгрывающий публике и потому всегда сложный, сильно чувствующий и вовлекающий в свое чувство. До Саши надо дотягиваться , он-«как черная дыра», где исчезает все второстепенное и в муках рождается главное. Его любимое рассуждение, что «художник- посредник , между материалом и зрителем», применимо  к нам издателям : нам тоже выпала счастливая и странная участь побыть «художниками»-посредниками между читателем и Животковым. Мы благодарны Саше и судьбе, которая свела нас в нужном месте и в нужное время , да еще и подгадала так, чтобы Животков  получил свое «академическое собрание сочинений» ровно к пятидесятилетию. Слава Богу, первые пятьдесят Саша завершает в отличной форме: деятелен, как юноша, мудр ,как Лама, щедр, как вулкан. Огорчает только одно: невозможность средствами полиграфии передать без потерь уникальный запас  таланта и силы, явленый нам в Животкове .Помните, пожалуйста, об этом, глядя на репродукции, и умножайте впечатления хотя бы на 1000-не ошибетесь. Есть мир, который существовал до нас и будет существовать после. Именно этот мир-безвременный и таинственный с органичными сочетаниями формы и цвета ,глубокими сложными фактурами ,эмоциональной динамикой выражают картины. Первый взгляд напоминает абстракцию, но вскоре в картинах распознаются образы, они вызывают ассоциации, воспоминания, эмоции. Когда задерживаешь взгляд на произведении, кажется, будто изображение на нем приходит в движение .И продолжает меняться. Или меняешься ты сам. И каждый раз видишь, что-то новое в работах, которые как зеркало отражают внутренний мир. Ответ на вопрос, о том, что такое настоящее искусство, не только в музейных залах ,он-в каждом из нас, в тех эмоциях ,что возникают при созерцании произведения. Глядя на живопись, чувствуешь как останавливается время и исчезает все напускное .Остается только истина и красота .Открывается смысл ,вложенный автором в каждую работу. Иными словами, восприятие творчества происходит не только на визуальном уровне, но и на духовном. Дуальность  «бытия/небытия» -извечная проблема ,не имеющая оснований потерять актуальность. Уход в «ничто» -тайна и неразрешимый вопрос. На него пытались ответить философы и художники,в том числе и основоположники нефигуратива Кандинский, Малевич, Мондриан. Каждый в соответствии со своей программой предложил свою версию категории «ничто» . Уйти от изображения материи в сферу иллюзий, эйдосов эта идея, родственная даосизму ,была активно разработана .”Вечное молчание, тайна «ничто», провал в паузу сверлили подсознание. Белое звучит подобно молчанию, которое вдруг может быть понято”-писал Кандинский, поэтому и действует на психику , как молчание такой величины, которая для нас абсолютна». Истина открывается в молчании-основополагающий принцип дзен-буддизма.

Опубликовано в Статьи

Cтатьи