В тупике

На эту тему мы написали много статей. Но, в большинстве речь шла о тупике как о новой возможности. Об этом так много пишут в фейсбуке. Что это чистая возможность, по словам К.Ясперса «внутренняя деятельность во взлёте». Момент возникновения силы, которая пренебрегает прошлыми объяснениями и внешними причинами. Она возникает и может потеряться в свободе. Эта сила призвана к наивысшему.

Она проявляет себя в невыносимом напряжении и реализуется в многократных безрезультативных попытках выйти из тупика, исходя из прошлого опыта (который и привёл к этому тупику).

Безрезультативные попытки ведут к отчаянию или постепенному накоплению масла, которого не хватило нерадивым девам в библейской новозаветной притче, маслу,которое может вспыхнуть новым пламенем надежды. Пациентка А. в таких случаях проявляла терпеливость, исключительную способность ждать и научилась читать шифр бытия, смысл которого в том, что свет прийдет в мир, сменяя темноту, что вслед за ветхим миром наступит новый. Помощь ей заключается в консервации избытков масла, но другим, как пациентке В. необходимо научиться освобождать себя от самой себя, осознавая своё крушение, создавая место для заливки масла. Вся трудность в сопротивлении ясно осознаваемому тупику как необходимому опустошению себя. Это «Я» сопротивляется — ведь оно достаточно красивое, правильное, справедливое, благодаря ему В. добилась многого в своей жизни. Но, хоть мешок и красивый, но ветхий — не зальёшь туда нового вина. Ветхий мешок проявляется утомляемостью, желанием найти такое место, где можно прийти в себя, вернуться к себе. Другие в такие моменты раздражают. Другие меняются, меняется мир, являясь вызовом, напоминая о том, что периоды года следуют один за другим, а так хочется вернуться в лето. Пациентка А верит, что лето вернётся и ждёт его с нетерпением и предвкушением, иногда раздражаясь, а пациентка В не верит.

Пациентка В. находится на самом нижнем, психофизиологическом уровне, на таком, за которым следует полное исчезновение себя. Этот уровень описывается неверием. Неверие имеет несколько видов: обожествление, демонология и нигилизм. Период обожествления собственного Я, которое нам необходимо положить на полку, сменяется демонизацией, убеждением, что в мире действуют силы добра и зла и проявляется желанием утвердить свою самость, уединиться.
«Демоническое в качестве упрямой воли, направленной на собственную случайную самость, есть отчаянное желание быть самим собой. «Чем в этом больше сознания, тем больше потенцируется отчаяние и становится демоническим. Человек мучается, испытывая какое-либо страдание. Именно на это мучение обращает он всю свою страстность. Сейчас он не хочет помощи. Он предпочитает безумствовать против всего, хочет быть несправедливо обиженным всем светом, наличным бытием. В своем отчаянии он не хочет быть самим собой даже в стоическом отказе от себя, он хочет быть самим собой в ненависти к наличному бытию, быть самим собой в своем жалком состоянии. Он полагает, что, возмутившись против всего наличного бытия, он обретет доказательство против него, против его добра. Отчаявшийся предполагает, что этим доказательством служит он сам, и им он хочет быть, чтобы всем своим страданием протестовать против всего наличного бытия».
Эта демоническая воля, хотя и потенцированная сознанием, в действительности не может стать прозрачной для себя — может сохраниться только в темноте. Поэтому она настойчиво рвется в сознание и сразу же увеличивает все силы замкнутости, ибо она сопротивляется открытости. Отсюда противоречивое переплетение открытости и замкнутости: «Замкнутость может хотеть открытости, но пусть эта открытость придет извне, чтобы замкнутость, следовательно , натолкнулась на нее. Она может хотеть открытости до известной степени, но сохранив при этом небольшой остаток, чтобы затем вновь положить начало замкнутости. Она может хотеть открытости, но инкогнито (тип экзистенции некоторых поэтов). Бывает, что открытость как будто уже победила, но в тот же момент замкнутость решается на последнюю попытку; она достаточно хитра, чтобы превратить открытость в мистификацию, и вот теперь она одержала победу. «Вопрос в том, хочет ли человек познать истину в глубочайшем смысле, позволить ей проникнуть во все его существо, принять все ее следствия, и не резервирует ли он для себя укрытие, которое можно использовать в случае необходимости». Демоническое является рафинированном в своем умении прятаться.
Этому служит диалектика. В ней оно маскируется «с демонической виртуозностью рефлексии». Так К.Ясперс и Гёте подробно описали вторую стадию и, наконец, нигилизм является конечной стадией неверия, где только чудо может спасти человека.
Врачи не видят конечную стадию тупика, но часто являются свидетелем чуда, когда несмотря на дерзость и неистовство пациента к нему возвращается вера.

 

Опубликовано в Статьи

Cтатьи