Лечение зависимости

Внешнее наблюдение за больным зависимостью достоверно доказывает, что есть постоянное повторение состояний опьянения. Этот период может составлять два часа во время запоя или раз в два три месяца. Но периодическое обращение к алкоголю — обязательное условие существования больного. Главная причина и необходимость этого погружения в мир, где человек забывает о Боге, своих обещаниях, ценностях, жене и детях — восстановление, интеграция сознательного и бессознательного. Вся история не только больного, но и человечества сопровождалась такими периодическими погружениями. Например, Янов день, Ивана Купалы, когда люди погружались в оргии, гуляя до потери всего человеческого. Речь идёт о дионисийском сознании, которое сменяет аполлоновское, стремящееся к порядку и преобразованию мира в соответсвии с законами порядка и красоты, но всегда наталкивается на ситуации, где человек не более,  чем болтающийся в океане на скорлупе беспомощное создание, которому в любой момент грозит гибель — и теряется всякий смысл для продолжения нечеловеческих усилий упорядочивать свою жизнь. И тогда, человек с нестовством отказывается от индивидуального и растворяется в алкоголе. Так обретается хоть какой-то смысл. Но в этот момент человек становиться похожим на героя Шопенгауэра,  заглянувшего в суть вещей и ужаснувшегося. После такого жизнь становится не интересной, малопривлекательной. А жить-то надо и после оргий, тогда приходиться собирать себя по кускам, вбивать чудовище в социально-приемлимые образы, чтобы выполнять роль мужа, чиновника до времени «Ч», когда опять потеряется смысл и силы дальше бороться против окружающего хаоса (все силы уходят на нахождение аргументов, способных преобразовать беспорядочное в смысл, способных связать себя с будущим), и пациент внезапно, как ему кажется, наберется до потери сознания. С каждым погружением в опьяненное состояние уменьшается «объём веры», «пространство оправдания», способность восстанавливать человеческий образ. От таких качелей погибли многие люди и цивилизации.

В древней Греции решили проблему дионисийского сознания с помощью музыки очень похожей на современный рок, которая опьяняла сильнее всякого вина. На сцене люди играли и выкрикивали душераздирающие звуки, а зрителями переживалось дионисийское уже опосредованно, без разрушающего воздействия алкоголя. Ведь не зря театр называют масками Дионисия.

Главное в этих оргиях — связь психического и физического, индивидуального и коллективного, сознательного и бессознательного, вечного и конечного, «неба» и «земли» для восстановления сил и смысла. Эта связь достигается с помощью символа, способного создать вихрь, вовлекающий в себя все уровни. Такое вращение ни что иное, как процессы интегрирования, обращения. Этим символом может быть алкоголь, а может картина, музыка, театр, лечение в нашей клинике.

 

Опубликовано в Статьи

Cтатьи