Как уйти от алкогольной зависимости?

При алкоголизме происходят изменения в мотивационной сфере. В системе ценностей происходит перестройка. Мотивы, связанные с употреблением алкоголя, перевешивают интересы близких и тем более интересы всего человечества. Учитывая такое свойство разума как тотальность, он уже не может «поместиться» в душе больного и покидает ее совсем, отдавая больного на растерзание страстям. Основная функция разума (речь идет о медицинском аспекте) – возможность принимать в расчет при принятии решения свое благо и несчастье. Такое состояние мы можем переживать во время сна. Во сне мы можем совершать ужасные поступки без всякого укора (совесть уходит вместе с разумом). И.П.Павлов считал все психические расстройства аналогичны определенным сноподобным состояниям. То есть больной зависимостью с нарушенной системой ценностей как бы все время спит. При вызове нарколога на дом врач приводит больного в состояние такого сна, от которого больной может окончательно пробудиться. Пробуждение соответствует появлению поступков, согласованных с системой ценностей всех людей, определяемой законами тотального разума. В любой ситуации эта составляющая связывается с поведением по принципу самого главного приоритета (если поступок должен быть совершен согласно нравственному закону как единственно осознаваемому закону разума, то он будет совершен, и это единственная несвобода психически нормального человека), а все личные выгоды и интересы уходят на задний план. О том, что поступок такой мы совершили, говорит своеобразный вид ощущения, которое возникает при восстановлении системы ценностей. Это ощущение – уважение к решению, которое не имеет ничего общего со своими желаниями и склонностями. Лечение алкоголизма должно сопровождаться появлением новых ощущений.
Анализируя поведение больного, мы находим нравственную и своекорыстную составляющую в каждом поступке. У больного может полностью сохраниться логика, его невозможно переубедить, его симптомы могут быть порождены ситуациями, мнениями. Но главное его отличие от здорового, что он теряет свою человечность (мы очень подробно останавливались на норме в предыдущих статьях) и смотрит на все через призму своей страсти. А надо бы через призму истинной, связывающей нас с другими, моделью концепцией, суть которой и есть настоящее лечение алкоголизма.
Практически это выглядит так: больной ставит себя на место честного человека — и в тот же момент оставляет свою выгоду или желание и соединяется с тем, что сохраняет ему уважение к своей собственной персоне. А выгоду взвешивает после того, как освобождается от вторжения разума, который всецело на стороне долга. И только затем можно оценить свое благо или несчастье в других ситуациях, но только не там, где оно может идти вразрез с нравственным законом, с которым разум тесно связан, и который никогда не оставляет. Умение, здоровье, счастье – это только средства для исполнения долга. Они важны до тех пор, пока не пересекаются с ним. И только тогда достижение их тоже может быть долгом. Уйти от алкогольной зависимости можно только тогда, когда воля становится зависимой только от нравственного закона и больше ни от чего.

Можно вспомнить притчу о царе Давиде, который соблазнил жену своего подданного и забыл про это. А к нему пришел пророк Нафан и напомнил Давиду об этом проступке иносказательно.

Нафан рассказывает царю притчу о том, как богач отнимает у бедняка его единственное достояние — овечку, отнимает, чтобы приготовить «обед для странника», отнимает, хотя у самого «было много мелкого и крупного скота. А у бедного ничего, кроме одной овечки, которую он купил маленькую и выкормил, и она выросла у него вместе с детьми его; от хлеба его она ела, и из его чаши пила, и на груди у него спала, и была для него, как дочь..» (2 кн. Ц. 12:2-3). И вот эту единственную овечку богач отнимает у бедняка, велит её зарезать и приготовить «обед». И когда царь возмущается поведением богача и говорит: «жив Господь! Достоин смерти человек, сделавший это», пророк бросает ему горькие слова: «ты — тот человек!» (2 кн. Ц. 12: 5,7).

Опубликовано в Статьи

Cтатьи