Инерционные состояния

Они собирались поехать в свадебное путешествие. Уже были заказаны номер в гостинице на берегу моря, билеты на самолёт. Дни и часы были спланированы до минуты. Чтобы проститься с холостяцкой жизнью накануне свадьбы жених устроил мальчишник. В разгар попойки нечто вселилось в ранее воспитанного, несколько тревожного, всегда стремящегося к совершенству героя нашего рассказа. Он вдруг стал крутым, дерзким и неистовым — полной противоположностью себя, именно тем, чего он так боялся и ненавидел в людях. Это существо жило по своим законам — каждая следующая минута была обусловлена предыдущей, а не жизненными установками, планами молодого человека. Он совершенно забыл, что завтра свадьба, а послезавтра их ждёт море. Все движения его души диктовались логикой развития ситуации. А ситуация требовала новых приемов спиртного (тосты следовали одни за другим), приходилось реагировать на неадекватное поведение друзей, что ещё больше усиливало собственную неадекватность. Дальше поведение можно описывать только клиническим методом, главными синдромами являлись расстройство сознания и восприятия.

Впрочем, в духовной литературе можно найти аналог. Об этом рассказывает Антоний Сурожский, который был участником сопротивления во Франции во время Второй Мировой войны. Однажды его остановил патруль в парижском метро. В этот момент он принял решение забыть о своём прошлом, о своих близких (если бы он проговорился, то им угрожала бы опасность), а будущее тем более стремительно исчезало (партизанам грозила в те времена смертная казнь). Как только в голове завершилась операция остановки течения времени (исчезло прошлое и будущее), появилось дерзновение — Антоний открыто заявил, что он партизан и ненавидит фашистов. Случайно начальник патруля оказался сочувствующим партизанам и отпустил будущего священника. Этот пример Антоний Сурожский использует для объяснения в каком состоянии должен находиться священник, когда совершает таинства. Это состояние, при котором останавливается время, а все поведение обусловлено ритуалом, и человек получает силы от бессознательного. Овладеет человеком положительный или отрицательный архетип — зависит от ритуала. Если мозг оценивает ритуал опасным, аморальным, характерным для изгоев и бандитов, целеполагание которого лежит вне человечества, то как с перочинного ножика выскакивает необходимое лезвие, так высвобождается поведение, характерное для диких людей. В какой-то момент собственная свобода и самость исчезают. Что в этот момент прельщает человека, который затем будет возвращаться к этому состоянию — страх перед свободой и конкуренцией, ужас перед будущим, перед появлением реального нового или ощущение в себе деятельности высших сил — задача для врача. В любом случае человек начинает жить по законам инерции, а не законам здравого смысла при падении вниз.

Опубликовано в Статьи

Cтатьи