Лечение депрессии

Чтобы понять причину панических атак – депрессию, необходимо нарисовать контуры истории жизни и болезни  среднестатистического больного. Наш герой обладает, как правило, ананкастным характером. Этот ананкастный тип личности характеризуется любовью к порядку, упорством, упрямством и нерешительностью, вызванной беспокойством о будущем, другими словами – эти люди боятся совершить ошибку. Главной особенностью этого характера является стремление к совершенству и отсутствие гибкости.

В жизни каждого из наших больных были моменты большого успеха и безвыходные ситуации, когда нужно было делать выбор нежелательный с одной или другой стороны. В такие моменты у каждого человека обнажаются основы внутреннего мира и демонстрируется цена для каждой добродетели, ценности. И здесь перфекционист сталкивается с тем, что не все правильно в системе ценностей, и не такой он и красивый, и совершенный. И, когда человек переживает успех, вдруг возникает мысль: «А вдруг все везение прекратится?». К слову сказать, вопросы, начинающееся со слова «вдруг», привнесены в наше сознание разрушительным началом. Это обращение к темной стороне души, стремящейся к абсолютному знанию (мы подробно описываем это стремление в анализе психофизиологии алкоголизма), являющегося суеверием и опасной ересью, способной дать возможность обратится человеку к силам, которые помогают без дураков, но требуют страшную цену – нашу свободу.

И дальше мы можем наблюдать, как у больного постепенно сворачиваются картины жизни, и он оказывается замкнутым в пределах своей постели, боится выйти за пределы — тут же возникает сердцебиение, страх, приступы удушья.

В ситуациях кризиса человек также являет свою сущность. Здесь происходит испытание нашего героя на прочность. У меня была больная Д.  – по профессии предприниматель. За несколько месяцев до обращения в нашу клинику она переживала сложную ситуацию: возникли проблемы на работе, в семье. При этом наша больная демонстрировала мужество и стойкость, но как только ситуация стала становиться менее драматичной: нашла общий язык с коллегами и налоговой, муж вернулся – возникли панические атаки, особенно по выходным.

Если в случае успеха возникают сомнения по поводу своего соответствия (больной в машине «Мерседес» последней модели вдруг осознает, что в этом тандеме он самое никчемное существо), то во время кризиса наша героиня сталкивается с добродетелью, настолько реальной, что стремление утратить ощущение трансцендентного, вечного — вызывает напряжение для воссоздания нейромедиаторных условий (повысить уровень адреналина, грубо говоря), чтобы вернуть непреходящую ценность. Но чем активнее мы стремимся вызвать добродетель, тем решительнее она прячется, а на зов приходят совершенно противоположные сущности, требующие жертву – нашу свободу.

Трудно понять больному, что многие вещи просто подарены человеку, их надо с благодарностью принимать, выражая свою благодарность самоограничением, а не поиском волшебного слова, на которое они отзовутся. И здесь доктор может точно определить — в какие подаренные нам функциональные системы влез больной.

  1. Если больной топчется на месте, стремясь удостовериться в наличном бытие (ему кажется все фальшивкой), то речь идет в посягательстве на истину, связанную с непосредственностью чувственного ощущения жизни, как витальной пользы, как инстинкта практического и благоприятствующего,  тогда возникают симптомы дереализации и деперсонализации.
  2. Если больной сомневается в близких, предметах, ситуациях, ощущает беспокойство, связанное с утратой безопасности, то речь идет об истине, заключенной в непротиворечивости предметов мыслимого, отраженных в мышлении. Тогда возникают различные фобии.
  3. Если у больного нарушено абстрактное мышление, традиционно проверяемое с помощью способности объяснить пословицу, то есть нарушен мир идей, не способный откликнуться на идущую ему навстречу из мира объективную идею, то больной не способен к совершенству (к чему он так стремился). Расщепленное в рассудке, всегда существующее противоречие не соединяется с идеями и не образует духовное движение. Мир больного приходит в упадок. И тогда отличник по жизни не может принять решения, теряет смысл жизни, а затем и все другие добродетели, такие обильные  в прошлом.

Почему же так происходит? На ум приходит только эффекты с квантовой механики, когда наблюдатель влияет на результат опыта. Но факт остается фактом. Окружающий мир для нас остается само собой разумеющимся, что мы подчас не ощущаем тайны, заключающейся в простом сознании реальности. Наши пациенты, иногда теряющие сознание реальности, топают ногами, тщетно стремясь удостовериться в ней.  «Им все представляется видимостью. Они ощущают себя мертвыми, призраками, которые не живут, и полагают, что вечно будут влачить эту нереальную жизнь». Себя они называют фигурантами, выражающими отсутствие действительности. Хотя Декарт писал: «Мыслю, значит, существую», акт мысли не может принудить к действительному осознанию реальности. Это не в силах человека.

Значимость правильного, очевидность тоже принуждающее, нечто непосредственное, непреступаемое. В каждый момент человек ощущает невозможность поступать иначе, чем признавать что-либо правильным или неправильным.

А там, где исчезают идеи, мир распадается на бесконечность рассеянных предметов. И мы не можем призвать в голову идеи, движимые энергией противоречий.

Но упорный характер, стремление к контролю, утрата границ в вышеописанных ситуациях заставляют проникать в святая святых, а нежелание терпеть принуждение (которое по большому счету является частью своего), подчиниться догме (своим убеждениям), приводят к утрате радости. Больной неосторожно пользуется своей свободой, он принимает решение отсутствовать для себя. Не понимает, что человек не существует посредством самого себя в своем решении, а психика подарена ему за стремление к свободе. Свобода как принятие решения на основании истинного. Тогда возникает уверенность в реальности, очевидность, идеи.

Принимая, что в осознании окружающего мира действует нечто, подобное инстинкту, в мышлении – уверенность, в качестве идей – убежденность, больной обретает настоящую веру. Территорией его воздействия, наблюдения, анализа может быть не только стремление к осуществлению ожидаемого, а стремление к осознанию непреходящих ценностей, ощущению их действительности, принимая бесполезность попыток такого осуществления, зная, что подарен он себе трансценденцией. Задачей врача может быть помочь больному создать мир, наполненным новыми идеями, восстановление функций лобной доли (отвечает за абстрактное мышление, смысл жизни, через восприятие будущего и др.), проведение психофизиологического обследования, имеющего психотерапевтическое воздействие (смотри статью о психофизиологическом обследовании).

 

 

Опубликовано в Статьи

Cтатьи