Цивилизационный конфликт (часть третья)

Древние греки (Архилох, VII век до нашей эры) сделали невероятное открытие в психологии. Чтобы не прибегать к оргиям, не возвращаться к природе, к своему бессознательному с помощью вина, они придумали трагическую драму. Там происходило примирение познания с жизнью. «Спасение приходит от хора сатиров дифирамба». Дифирамб — это необузданно-эмоциональная песня, экстатическая поэма, составленная из энергетических куплетов-выкриков на грани исступления, неудержимого веселья и горя. В ходе трагедии древнегреческие зрители встречали самих себя, также ищут самих себя зависимые и депрессивные пациенты, потому что потерялись среди сложностей жизненного выбора. Трагедия, так же как врач или психолог, не давала ответов, я думаю, что такой «теории всего», такого знания невозможно найти, но искусство, процесс разрушения принципа индивидуации, перевело в творческий феномен. Вместо того, чтобы постоянно уходить в «нирвану» , человек переживает свою разорванность между конечностью жизни и бесконечностью, между сознательным и бессознательным, между мышлением и эмоционально-волевой сферой, в общем, свою трагедию отстранённо. Задача художника, драматурга, музыканта, врача, психолога творчески создать такую модель-концепцию, где сознательное и бессознательное, конечное и бесконечное могли бы договориться. Это достигается поочередным чередованием неудовлетворенного желания и «чистого безвольного познания» (термин Шопенгауэра). Каждый имеет опыт такого контакта после фильма, картины, песни и даже просто прогулки в лесу в разгар жизненного кризиса. Талантливый художник находит правильное отношение между сознательным и бессознательным в каждое конкретное время. Есть, конечно, шедевры на все времена, но чаще всего — каждому времени свои решения этого конфликта. А цивилизационный конфликт возникает тогда, когда решения, например, доисторического периода или периода инквизиции применяются в наше время.

Опубликовано в Статьи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Cтатьи