Особенности зависимости у психастеников (продолжение)

В основу определения особенностей мы создаём представление о каждом типе патологической личности как о городе, в котором есть для каждого психопата центральное место и обязательные для узнавания постройки: у шизоидов — аутизм, парадоксальность характера и психэстетическая пропорция, параноиков — ущербность, склонность к застреванию, подчинённость сверхценным идеям, истериков — малосодержательность, театральность, нереальность, психастеников — тревожность, перфекционизм, навязчивость.

Центральное место у психастеников — это склонность к сомнениям, неуверенность в истинности своих чувств, правильности суждений и поступков, что является результатом психастении, то есть снижения напряжения психической деятельности, сопровождающееся постоянным ощущением неполноты, незаконченности психофизиологических операций. Это касается таких функций как мышление, поведение, эмоций и чувств. Внутреннее ощущение неестественности, неполноты ведёт к  постоянным сомнениям и превращению психастенических личностей в зависимых, несамостоятельных, прибегающих по разным пустякам к посторонней помощи людям или компенсирующих свою неуверенность стремлением к чрезмерному порядку, исчерпывающему ответу и добросовестным выполнением своих обязанностей, неукоснительному соблюдению правил и дресс коду. Именно эти личности стали самыми востребованными в начале нулевых и в настоящее время — и это они принимают чаще всего антидепрессанты, а в нашей стране с этой целью алкоголь в небольших дозах, имеющий для них такие серьёзные последствия. Эти последствия обусловленны нетерпеливостью и потребностью выполнить намеченное как можно скорее. Что интересно, так это то, что недовольство фрустрацией в  реализации задуманного делает их решительными, настойчивыми, упрямыми, вызывая недоумение на фоне общей неуверенности. В экстремальных ситуациях психастеник может обнаружить несвойственную им ранее отвагу.

Опасным развитием такого типа является формирование вместо мягкости, доброты, чувствительности и тревожности выпячивание эгоцентризма, формальности, ригидности и педантизма или повышенной впечатливости, фиксации на отрицательном, конфузливости, неспособности к физическому труду, практической стороне жизни. Если представить памятники всем ранее описаным типам, то ущербность у параноика заполняется сверхценными идеями и представлениями, недолюбленность истерика — фантазиями, беспомощность шизоида — аутизмом и расщеплением всех психофизиологических функций, неполнота, незаконченность психастеника компенсируется перфекционизмом, контролем всех и вся. Смотря на такое совершенство, трудно догадаться, что панические атаки, тревога и страх за будущее занимают огромное место в этой внешне красивой личности. Мы все знаем как страшно выглядит пьяный офицер в парадной форме, лежащий на обочине. Вот так выглядит алкоголизация у психастеников, если на неё смотреть глазами психиатра-нарколога. Они сразу падают духом, становятся мелочными, крайне раздражительными, назойливыми, навязчивыми, по много раз пристают с одним и тем же вопросом, скрывают свою алкоголизацию, прячась за психосоматические расстройства. Но и нет более благодарных пациентов, если их удаётся вылечить.

 

 

 

Опубликовано в Статьи

Cтатьи