В результате злоупотребления алкоголем может развиться психоорганический синдром. Психоорганический синдром описан Карлом Кальбаумом в 1863 году и представляет собой совокупность симптомов, объединённых единством патогенеза или единством клиники, то есть существует корреляция между симптомами и синдромами. Изменение одного симптома усугубляет другой. Например, снижение памяти приводит к слабости аффекта, а слезливость по малейшему поводу — к упрямости. Психоорганический синдром может быть статичен и в тоже время меняться в своих взаимоотношениях: то выходят на первый план нарушения памяти, то интеллекта, то нарушается деятельность эмоционально-волевой сферы.
Синдром органического поражения головного мозга — это симптомокомплекс нарушений памяти, интеллекта, эмоциональных расстройств, которые проявляются недержанием аффекта — пациент ни с того ни сего начинает плакать или злиться. Особенно наглядно это проявляется, когда он смотрит жалостливые сцены художественного фильма. Эта триада называется триадой Вальтер — Бюэля, она описывается как состояние психики, характеризующие психическую беспомощность. При этом нарушается понимание происходящих процессов вокруг пациента, нарушается память — то есть нарушается запоминание, хранение и воспроизведение информации. Нарушение восприятия также имеет особенность — пациент воспринимает только отдельные части и не воспринимает объект и ситуацию в целом. Например, при беседе по выражению лица видно, что пациентка не улавливает смысла — взгляд блуждающий, выражение лица отрешенное, не чувствуется работы мысли.
В то же время, если пациентку одернуть, то она возвращается в беседу. Эти нарушение памяти, восприятия, внимания напрямую связанны с ухудшением ориентировки — сначала в окружающем мире, а дальше и в собственной личности. Нарушения интеллекта имеют свои закономерности — сначала утрачивается те знания, которые приобретены позже, в том числе и навыки, полученные перед запоем. Хотя в старых навыках пациентка может превосходить и здорового. Например, хорошо готовит пироги, которые ее научила делать мама, а пожарить мяса не может. Ведь блюда из мяса они не готовили в детстве. Затем возникает нарушение критики, самооценка, оценка окружающих и их мотивов.